Фрагмент для ознакомления
2
Комплекс заданий для совершенствования владения грамматическими нормами русского языка в 3-ем классе
Учителю целесообразно применять в обучении младших школьников русскому языку разнообразные задания, используя их для решения языковых задач. Они могут не только способствовать приобретению нового знания, но и позволяют расширять и углублять понимание младшими школьниками особенностей языковой системы, ее устройства. Следует учитывать, что для младших школьников морфологическая система языка представляется достаточно абстрактной, у них с огромным трудом формируется представление, что именно в окончании слова содержится его грамматическое значение.
Подобранные упражнения систематизированы по конкретным умениям в области грамматического строя речи и предназначены для работы с учащимися 3 класса. На одном уроке все группы упражнений не используются. Отбор упражнений для каждого конкретного урока производит учитель в соответствии с дидактическими и методическими требованиями к проведению упражнений и в соответствии с задачами урока.
Речевой материал для упражнений основывается на словаре, освоенном детьми на уроках развития речи и на уроках знакомства с новым материалом, и обуславливается темой и задачами данного урока.
Данный комплекс упражнений внедряется при изучении тем: «Лексическое и грамматическое значения слов», «Глагол», «Имя прилагательное», «Имя числительное», «Местоимение» и «Предлог».
1. Подчеркните волнистой линией слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?.
Береза.
Красивое и полезное дерево – береза. Из ее древесины получается хорошая фанера, красивая мебель, лыжи, посуда и другие полезные человеку вещи. На стволе березы растет березовый гриб. Из этого гриба делают ценное лекарство.
2. Отгадайте загадку. Выпишите слова, обозначающие признаки предмета, задавая к ним вопросы.
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой.
Круглый, гладенький, красивый
С ножкой толстой и прямой.
3. Перепиши предложения, задавая вопрос к каждому слову.
Образец: (что сделало?) прошло (какое?) жаркое (что?) лето.
Наступила золотая осень. Краснеют гроздья рябин. Умолкают птичьи голоса. Опустел наш сад. Липы, каштаны усыпали листьями гладкие дорожки сада. Воробьи ищут корм.
Упражнения следующей группы (на выделение изучаемых грамматических форм) широко используются во всех изучаемых темах. Постоянное использование упражнений данной группы позволяет учителю автоматизировать у учащихся умение выделять требуемую грамматическую форму слова по вопросу или вопросной схеме, а также определять грамматические категории слов (род, число, падеж имен прилагательных, временные формы глаголов, лицо, число, падеж местоимений и т.д.).
Были предложены следующие упражнения:
1. Спиши предложения, вставь слова. Поставь вопросы к этим словам.
Мама будет … грибной суп. Бабушка … картошку. Зина … кастрюлю. Кастрюля будет … на плите.
(почистила, стоять, варить, вымыла)
2. Перепишите стихотворение, подчеркивая местоимения.
— Кто кого обидел первый?
— Он меня!
— Нет, он меня!
— Кто кого ударил первый?